Археологический клуб
Древняя Бактрия

Изображение Александра Македонского на ножнах

Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)

Открытия в культовых закладах западного обводного коридора в храме Окса должны обратить на себя внимание не только историков искусства, но и специалистов по оружию. Ведь в храме крепости, охраняющей переправу через Амударью, которая не была ни столицей, ни крупным городом, ножен мечей времени Александра Македонского найдено больше, чем во всем греческом мире.

Одной из самых замечательных находок в культовом закладе № 2 в том же обводном коридоре храма являются ножны миниатюрной махайры, украшенные рельефным изображением Александра Македонского, облаченного в львиный шлем Геракла. Заклад состоял из 2000 железных трехлопастных черешковых наконечников стрел и нескольких мелких, расслоившихся наподобие рыбьей чешуи пластин слоновой кости. В результате реставрации, произведенной на месте, удалось собрать две детали ножен, столь маленьких, что они могли быть или посвятительными или игрушечными, но не функциональными.

Бактрийское искусство. Александр Македонский в львином шлеме
Александр Македонский в львином шлеме
Слоновая кость. III в. до н.э.


Голова Александра дана анфас, слегка повернута влево или едва заметно склонена к левому плечу. Взор широко открытых глаз без прорисовки зрачков как бы обращен выше зрителя. Округлый овал лица с вписанным в него подбородком стянут шлемом оскальпированного льва: верхняя челюсть льва венчает лоб Александра, а две нижние половинки челюсти обрамляют щеки героя в виде нащечников. За головой Александра — развевающиеся, тонко моделированные локоны-завитки гривы, а на груди лапы льва, завязанные в гераклов узел (сохранилась одна лапа и часть шкуры) . Нос и губы скульптурного изображения немного стерты. Размеры бюста: высота 3,3, ширина 2,8 см. С обратной стороны следы паза вертикального вреза, обычного для всех устьев ножен.

Контур лица тахтисангинского Александра овальный, в отличие от круглых голов, характерных для школы скульптора Скопаса. Широко открытые глаза посажены близко друг к другу и не очень глубоко, но массивные надбровные мышцы у переносицы сильно выступают. Это придает выражению лица Александра напряжение, неукротимую волю и драматизм, которые характерны для всех портретов полководца.

Как верно отметил К. Гебауэр, вопрос об атрибуции каждого портрета Александра может быть решен, только если рассматривать его с точки зрения всего существующего материала. Александра Македонского изображали самые известные скульпторы Греции: Лисипп, Леохар, Евтикрат, Евфранор. В настоящее время иконография портретов Александра хорошо разработана, а литература по атрибуции его портретов невероятно обширна, что во многом облегчает нашу задачу.

Очень близки тахтисангинскому изображению Александра головы с так называемого саркофага Александра Македонского, где молодой царь показан в сражения и в сцене охоты. Большое сходство с публикуемым изображением мы находим в портретах александрийский и косской школ, а также в гигантской голове из Пергама, где Александр, как обычно, передается со слегка поднятым вверх и обращенным несколько влево лицом.

Тахтисангинский идеализированный портрет Александра Македонского имеет сходство с целой серией многочисленных изображений на монетах, где Александр показан в профиль в львином шлеме. Поскольку наш рельеф со всей очевидностью восходит к неизвестному нам оригиналу, ставшему прототипом для многочисленных реплик и подражаний в III в. до н. э., мы датируем находку в широких рамках третьего столетия до н.э. Предложенную датировку подкрепляют аналогии близких по стилю монетных чеканов 300 — 220 гг., и это вполне согласуется со временем изготовления миниатюрных ножен греческой вотивной махайры, которую рельеф украшал.

Большая культурологическая значимость изображения Александра в том, что это высокохудожественное произведение — первый чисто греческий портрет в скульптуре Греко-Бактрии, кроме того, первое скульптурное изображение Александра Македонского, найденное на этой территории.

Литература
•  К. Gebaner. Alexanderbildnis und Alexanderlypus. — Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Institute. Athenische Abteilung, 1938/39.
•  О. Ф. Вальдгауер. Этюды по истории античного портрета.
•  И. Р. Пичикян. Александр Геракл (греко-бактрийский портрет великого полководца). — Советская археология, 1983, № 1, с. 80 — 89.
•  М. Bieber. Еш idealisirtes Portrat Alexander des Grossen. — Jahrbuch des Deutschen Аrhaologischen Instituts, Веrlin, 40, 1925.

Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.

Читайте далее: Индо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости




Скифская культура
Скифская культура
талисман
Талисман
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Находки эпохи палеолитаОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Артефакты и теорииТроице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской истории Древний Согд Древняя БактрияРаскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)Ножны акинака с изображениями животныхАлтарь с бронзовой скульптурой Силена МарсияАлебастровые и глиняные скульптурыГеракл и Сцилла. Изображения на рукояти мечаБактрийцы на охоте. Сценки на слоновой костиИзображение Александра Македонского на ножнахИндо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов

Контакты Карта сайта Наши партнеры