Археологический клуб

Древняя Бактрия

Алтарь с бронзовой скульптурой Силена Марсия

Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)

Рядом с ножнами в закладе № 4 был найден посвятительный (вотивный) каменный алтарик с водруженной на него бронзовой скульптурой Силена Марсия, играющего на двуствольной флейте.

Древнегреческая надпись на постаменте алтаря гласит: «По обету посвятил Атросок Оксу». Таким образом, Атросок, высокопоставленный вельможа или жрец храма (имя его с древнеиранского переводится как «горящий священным огнем» или «полезный божеству огня», исполняя данный обет, посвящает Оксу алтарь с фигуркой греческого лесного и вакхического божества.

Искусство Бактрии. Силен Марсий, играющий на двуствольной флейте
Силен Марсий, играющий на двуствольной флейте.
Бронза. II век до н.э.


При этом имя посвятителя – восточное, божество реки Вакш – местное, бактрийское (греческая огласовка местного гидронима Окс. Вотивные надписи характерны для священных участков, их находят на территории храмов, но адресованы они всегда божеству, которому посвящён храм. Следовательно — храм, открытый нами на берегу реки, был посвящен божеству этой реки.

Греческий язык, греческое божество Силен Марсий, форма алтаря, акт и формула посвящения свидетельствуют об эллинизации мировоззрения бактрийцев в этот период. Имя божества реки Вахш (современное название Амударья появилось достаточно поздно) несомненно происходит от древнеиранского «Вахшу», в древних средне-азиатских языках оно обозначает «дух, связанный с «текущей водой». На кушанских монетах изображено это божество, а в надписи сказано: «Вахшо», т.е. в древности этим словом обозначали не только одну из двух главных рек Средней Азии, но и связанное с рекой божество. В священной иерархии оно занимало высокое положение, ибо надпись на одной гемме (хранится в Калькуттском музее) сказано: «Вахш - единственный бог».

Великий хорезмийский ученый Бируни в Xl в. сообщал: «Вахш — имя ангела, поставленного наблюдать над водами, в частности над рекой Джейхун», т. е. древним Вахшем, современной Амударьей. Вплоть до ХХ в. у таджиков и узбеков сохранялось много верований, связанных с этой рекой. Теперь же мы благодаря надписи па алтаре знаем, что в античный период богу реки Вахшу был посвящен храм в греко-бактрийской крепости на берегу реки. Таким образом, информация, заключенная в четырех словах надписи, довольно значительна.

Искусство Бактрии. Алтарь Атросока с посвящением Оксу
Алтарь Атросока с посвящением Оксу
Известняк. Бронза. II век до н.э.


Стоящий на постаменте алтаря Силен Марсий хорошо известен в греческом пантеоне. Силен, играющий на двуствольной флейте, стоит во весь рост на бронзовом постаменте, отлитом вместе с фигурой и вмонтированном в плоскость алтаря при помощи прямоугольного паза, залитого свинцом. В согнутых руках Силен держит по флейте. Левая нога слегка выдвинута вперед. Ноги переданы фронтально, несколько обобщенно и геометрично. Если рассматривать фигуру в профиль, то поражают размеры непропорционально большой головы.

Большой лысый череп обрамляют длинные волосы. Прическа непосредственно переходит в короткую широкую бороду, моделированную, как и волосы, обобщенно, короткими, крупными прядями. На лбу две морщины: глубокая вертикальная и короткая горизонтальная. Маленькие глаза глубоко посажены. Щеки раздуты от напряжения. Карикатурность облика Силена с громадной лопоухой головой, с подчеркнуто уродливой фигурой сформировалась в эллинистическое время. Трактовка обнаженного мужского тела, гротескность и реализм выдают руку греческого мастера. Образ Силена восходит к излюбленным в эллинизме портретно-карикатурным изображениям Сократа.

Эпиграфический анализ надписи, сопоставление ее с монументальными надписями III в. до н. э. и финансовыми расписками, написанными краской на черепках (дипинти) II в. до н. э., открытыми в .Ай-Ханум, а также с более поздними сурхкотальскими надписями позволяют довольно уверенно датировать посвящение на алтаре II в. до н. э.

Литература
•  С. Carapanos. Dodone et ses Ruines. Paris, 1878;
•  R. М. Dawkins. The Sanctuary of Artemis Orthia at Sparta. London, 1929;
•  P. Bernard. Pratiques financienes dans la Bactriane hellenisee.— Bulletin de la societe Fraсaise de Numismatique, 34, № 5, 1979.

Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.

Читайте далее: Алебастровые и глиняные скульптуры



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияРаскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)Ножны акинака с изображениями животныхАлтарь с бронзовой скульптурой Силена МарсияАлебастровые и глиняные скульптурыГеракл и Сцилла. Изображения на рукояти мечаБактрийцы на охоте. Сценки на слоновой костиИзображение Александра Македонского на ножнахИндо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов



Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика