Древняя Бактрия
Бактрийцы на охоте. Сценки на слоновой кости
Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)
Самой поздней находкой, датирующей культовый заклад № 3, были стенки небольшой коробки-ларца или шкатулки с изображениями сцен «Бактрийцы на охоте». Сцены охоты на стенках ларца из слоновой кости (21,6 x 6,2 x 0,7 см) донесли до нас ценнейшие гравированные изображения: документальный облик, костюмы, вооружение, конскую упряжь, породу коней, посадку наездников, безудержную удаль юэджийских или раннекушанских воинов-победителей Греко-Бактрийского царства.
На полном скаку оба всадника (один обернувшись назад) стреляют из лука в зверей. Спасая своих детенышей, пытается прыгнуть на наездника самка барса, уже пораженная в грудь двумя стрелами, рядом с нею два маленьких барсенка. Охотники убили несколько горных баранов со спирально изогнутыми завитками рогов, спасаются бегством заяц и лисица. Резчик тщательно и искусно выгравировал мельчайшие детали. Композиционно сцена решена с большим мастерством: скачущие в противоположных направлениях всадники помещены по краям, но это не разрывает изображения, ибо оба всадника стреляют в одном направлении, их объединяют также бегущие, раненные и уже убитые животные, заполняющие верхний, нижний и промежуточные регистры.
Бактрийцы на охоте.
Стенки ларца.
Слоновая кость. Конец II - начало I вв. до н.э.
Следует вместе с тем отметить резкий контраст между живой и очень точной передачей движения животных (особенно великолепна трактовка скачущих коней) и фигурами всадников, которые изображены так, будто они сидят не на летящих в галопе конях, а на дворцовых тронах, — в этом сказалось следование канону, который впервые обнаружен на этом памятнике, а позже прослеживается на стенных росписях и других изображениях ранее-средневекового центральноазиатского искусства. В целом же основной художественной доминантой композиции является динамизм.
Сцена охоты — один из наиболее излюбленных мотивов искусства Востока, в частности она варьировалась и развивалась в искусстве парфянского и сасанидского Ирана. Поскольку изображения всадников на шкатулке, так же как и халчаяновские и дельверзинские скульптуры кушанских царевичей, имеют сходство с портретами Герая — основателя Кушанского царства, тахтисангинские гравированные пластины должны быть датированы периодом, последовавшим за юэджийским завоеванием Греко-Бактрии, т. е. концом II — началом I в. до н. э.
Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.
Читайте далее: Изображение Александра Македонского на ножнах