Древняя Бактрия
Индо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)
Обилие слоновой кости в греко-бактрийском храме на Оксе, массовость изделий из этого редкого и дорогостоящего материала свидетельствуют о тесных торговых и экономических контактах с Индией. В первую очередь это относится к памятникам изобразительного искусства, выполненным в традициях индо-гандхарского стиля. Таковой является плакетка из cлоновой кости с характерным для Индии вертикальным строем изображения. На дошедшем до нас фрагменте плакетки представлен возлежащий мужчина со скрещенными ногами, одетый в короткий, подпоясанный хитон. Его поза, гофрированная широкими складками длинная рубаха и тип лица характерны для гандхар ского стиля. Над ним разыгрывается целая сцена: заяц преследует бегущего олененка, — возможно, с астральной семиотикой. Выше этой сцены видны плечи стоящего персонажа, фигура которого утрачена. Справа и слева по вертикали трапециевидная пластинка окаймлена парными валиками .
Пластина со сценой индо-гандхарского стиля
Слоновая кость.
Часть украшений на большом количестве обломков мебели, преимущественно ножках тронов, кресел и лож из слоновой кости, также следует отнести к индо-гандхарскому стилю. Примером может служить голова слона, являвшаяся, вероятно, подлокотником. Хотя в стиле изображения головы слона и орнамента столь же сильны и традиции эллинского реализма.
В том же индо-гандхарском стиле выполнен круглый фалар из серебра, украшенный «Горгонейоном» — оберегом в высоком рельефе. Такие «Горгонейоны», встречающиеся на самом раннем этапе античного искусства, восходят к символическому чудовищу Горгоне Медузе. Ее образ на храмах и сосудах служил апотропеем, отвращавшим, отгонявшим зло. Однако у поздних «Горгонейонов», как и у нашего, змеи вместо волос и устрашающие клыки, торчащие из огромного рта, изображались не всегда. Лицо на нашем фаларе следует отнести скорее к красивым, чем к безобразно устрашающим. Большие, выпуклые глаза, со зрачками, устремленными вверх, рельефно оконтурены четкими линиями верхних и нижних век.
Фалар с изображением «Горгонейона»
Слоновая кость.
Округлый овал лица с плавными, мягкими очертаниями завершается своеобразной прической с тонко моделированными волосами, связанными в узел с расходящимися в сторону сужающимися концами ленты с кисточками. Несмотря на столь сильную идеализацию нашего «Горгонейона», апотропеистические функции его очевидны, так как на более ранних подобных памятниках Горгона была представлена во всем своем устрашающем облике.
Литература
• Л М. Rosenfield. The Dynastic Arts of the Kushans. Los Angelos, 1967.
• Р. Gardner. The Coins of the Greek and. Scythic Kings Bactria and India in the British Museum. Chicago, 1956 (reprint).
Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.