Древняя Бактрия
Ножны акинака с изображениями животных
Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)
Одной из самых ранних по времени изготовления находок в храме в закладе № 4 являются ножны акинака (иранское название одного из типов кинжалов). Ножны выполнены из цельного куска слогового бивня. Верхний торец с боковой лопастью из двух овалов имеет круглое отверстие для крепления к поясу.
Ножны акинака. Слоновая кость.
V век до н.э.
На лицевой поверхности ножен выгравированы две сцены: верхняя, более крупная, занимает основную часть ножен, нижняя расположена на бутероли (так называется нижнее уширение ножен). Верхняя сцена изображает крупного льва, стоящего на задних лапах правым боком к зрителю, в передних лапах он держит маленького оленя. Голова льва, данная анфас с небольшим поворотом в сторону оленя, моделирована мастерски: рельефно выступают все припухлости морды, тщательно проработаны глаза, усы, торчащие в сомкнуто-оскаленной пасти косо посаженные клыки. Лев стоит на совершенно выпрямленных задних лапах: правая впереди, левая позади. Хвост пропущен между ногами и закручен вокруг правой ноги. Он кончается уширением с кисточкой. Шерсть и грива переданы рельефными завитками.
Олень, схваченный львом, изображен как бы вертикально висящим в воздухе. Морда оленя обращена ко льву, ноги согнуты и беспомощно и покорно опущены.
Бутероль заполнена изображением свернувшегося хищника кошачьей породы и головы козла, которая передана с тщательной проработкой деталей. Ножны по краю украшены античным орнаментом в виде сомкнутых полуовалов, называемых ионийскими овами.
На тахтисангинских ножнах мы, по-видимому, имеем дело с последовательно повествовательным рядом сакральных представлений, в которых сцены борьбы и победы льва над оленем знаменуют этапы борьбы земного владыки или обожествленного героя со своим противником, борьбы, которая завершается триумфом владыки. Противник в образе оленя побежден и покорился.
Если принять во внимание, что этноним «сака» происходит от реконструированного древнеиранского «олень» и что, по мнению М. И. Артамонова и Н. Л. Членовой, олень был наиболее распространенным тотемом саков, то можно расшифровать эту сцену как символически отражающую победу ахеменидского царя или его бактрийского наместника над среднеазиатскими племенами — саками. Однако толкование «сак» (олень) не может считаться единственно возможным, что делает вышеприведенную интерпретацию проблематичной.
Тахтисангинские ножны отличаются по форме и изобразительному строю от индийских и ахеменидских типов. Наибольшее сходство, хотя и относительное (невыделенный верхний картуш, размеры изображений), они находят в золотых накладках ножен из Амударьинского клада (№ 22), идентичны они и по размерам (276 мм). Целый ряд специфических деталей формы, местный материал — слоновая кость — и трактовка изображения свидетельствуют о возможности местного, бактрийского изготовления этих ножен.
Поскольку изображения, идентичные нижней сцене, на серии бутеролей, собранных П. Берпаром, являются опpеделяющими, ножны должны быть датированы 524 — 404 гг. до н. э. Анализ формы и раннего типа орнамента: плетенки и ионийских ов, — говорит о V в. до н. э.
Литература
• Е. F. Schmidt. Persepolis, II. Chicago, 1957, р. 63.
• Б. А. Литеинский. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972.
• J. Hackin. Nouvelles recherches areheologiques а Begram. Paris, 1954.
• P. Bernard. А propos des bouterolles de fourreaux achemenides. — Revue archeologique, Paris, 1976, № 2.
• В. Goldman. Achaemenian Chapes.— Ars Orientalis, vol. II, Miehigan.
• В. А. Stuck lt. Achaemenidische Ortbander. Archaologische Anzeiger. Berlin, 1976, S. 13 — 23.
• С. Weickert. Das lesbische Kymation. Leipzig, 1913;
Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.
Читайте далее: Алтарь с бронзовой скульптурой Силена Марсия