Археологический клуб

Древняя Бактрия

Ножны акинака с изображениями животных

Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)

Одной из самых ранних по времени изготовления находок в храме в закладе № 4 являются ножны акинака (иранское название одного из типов кинжалов). Ножны выполнены из цельного куска слогового бивня. Верхний торец с боковой лопастью из двух овалов имеет круглое отверстие для крепления к поясу.

Искусство Бактрии. Ножны акинака
Ножны акинака. Слоновая кость.
V век до н.э.


На лицевой поверхности ножен выгравированы две сцены: верхняя, более крупная, занимает основную часть ножен, нижняя расположена на бутероли (так называется нижнее уширение ножен). Верхняя сцена изображает крупного льва, стоящего на задних лапах правым боком к зрителю, в передних лапах он держит маленького оленя. Голова льва, данная анфас с небольшим поворотом в сторону оленя, моделирована мастерски: рельефно выступают все припухлости морды, тщательно проработаны глаза, усы, торчащие в сомкнуто-оскаленной пасти косо посаженные клыки. Лев стоит на совершенно выпрямленных задних лапах: правая впереди, левая позади. Хвост пропущен между ногами и закручен вокруг правой ноги. Он кончается уширением с кисточкой. Шерсть и грива переданы рельефными завитками.

Олень, схваченный львом, изображен как бы вертикально висящим в воздухе. Морда оленя обращена ко льву, ноги согнуты и беспомощно и покорно опущены.

Бутероль заполнена изображением свернувшегося хищника кошачьей породы и головы козла, которая передана с тщательной проработкой деталей. Ножны по краю украшены античным орнаментом в виде сомкнутых полуовалов, называемых ионийскими овами.

На тахтисангинских ножнах мы, по-видимому, имеем дело с последовательно повествовательным рядом сакральных представлений, в которых сцены борьбы и победы льва над оленем знаменуют этапы борьбы земного владыки или обожествленного героя со своим противником, борьбы, которая завершается триумфом владыки. Противник в образе оленя побежден и покорился.

Если принять во внимание, что этноним «сака» происходит от реконструированного древнеиранского «олень» и что, по мнению М. И. Артамонова и Н. Л. Членовой, олень был наиболее распространенным тотемом саков, то можно расшифровать эту сцену как символически отражающую победу ахеменидского царя или его бактрийского наместника над среднеазиатскими племенами — саками. Однако толкование «сак» (олень) не может считаться единственно возможным, что делает вышеприведенную интерпретацию проблематичной.

Тахтисангинские ножны отличаются по форме и изобразительному строю от индийских и ахеменидских типов. Наибольшее сходство, хотя и относительное (невыделенный верхний картуш, размеры изображений), они находят в золотых накладках ножен из Амударьинского клада (№ 22), идентичны они и по размерам (276 мм). Целый ряд специфических деталей формы, местный материал — слоновая кость — и трактовка изображения свидетельствуют о возможности местного, бактрийского изготовления этих ножен.

Поскольку изображения, идентичные нижней сцене, на серии бутеролей, собранных П. Берпаром, являются опpеделяющими, ножны должны быть датированы 524 — 404 гг. до н. э. Анализ формы и раннего типа орнамента: плетенки и ионийских ов, — говорит о V в. до н. э.

Литература
•  Е. F. Schmidt. Persepolis, II. Chicago, 1957, р. 63.
•  Б. А. Литеинский. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972.
•  J. Hackin. Nouvelles recherches areheologiques а Begram. Paris, 1954.
•  P. Bernard. А propos des bouterolles de fourreaux achemenides. — Revue archeologique, Paris, 1976, № 2.
•  В. Goldman. Achaemenian Chapes.— Ars Orientalis, vol. II, Miehigan.
•  В. А. Stuck lt. Achaemenidische Ortbander. Archaologische Anzeiger. Berlin, 1976, S. 13 — 23.
•  С. Weickert. Das lesbische Kymation. Leipzig, 1913;

Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.

Читайте далее: Алтарь с бронзовой скульптурой Силена Марсия



Древние культуры Находки эпохи палеолитаВосточный граветтОнежские петроглифыКобанская культураНемировская культураСкифская культураСакская культураПазырыкская культураСарматская культураЗарубинецкая культура Античность Кесария Филиппова или ПаниасАнтичные коллекцииЛюди и легенды Византия Русская история Троице-Сергиева лавраИзборск и ПечорыКартины по русской историиАртефакты и теории Культуры и страны Азии Древний Согд Древняя БактрияРаскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)Ножны акинака с изображениями животныхАлтарь с бронзовой скульптурой Силена МарсияАлебастровые и глиняные скульптурыГеракл и Сцилла. Изображения на рукояти мечаБактрийцы на охоте. Сценки на слоновой костиИзображение Александра Македонского на ножнахИндо-гандхарский стиль в изображениях на слоновой кости
Государство Сасанидов
Туран - империя Тимуридов



Скифская культура
Скифская культура
На каяке по древним маршрутам
На каяке по древним маршрутам
Кесария Филиппова
Кесария Филиппова

Археологический клуб

© Археологический клуб «Архео», 2010-2022
Археологические исследования, раскопки, древности, исторические теории,
артефакты, народности и культуры, могильники, курганы, этнография и палеография



Контакты
Карта сайта
Наши партнеры


Яндекс.Метрика