Древняя Бактрия
Раскопки на городище Тахти-Сангин (Каменный трон)
В 1980-х годах изучением Греко-бактрийской культцры занималась Южно-Таджикская экспедиция Института востоковедения АН СССР, АН ТаджССР и Государственного Эрмитажа (руководитель экспедиции член-корреспондент АН ТаджССР Б. A. Литвинский). Экспелиция работала над сбором материалов по проблемам истории и культуры Бактрии, занималась планомерным исследованием взаимосвязей древних народов Азии и Востока, а также Средиземноморья. Один из отрядов экспедиции (начальник И. Р. Пичикян) вел свою работу в том районе Кобадианского оазиса в месте впадения р. Вакш в Амударью,5 где скорее всего был найден Амударьинский клад.
Раскопки осуществлялись на городище Тахти-Сангин (Каменный трон). Был открыт монументальный храм. Центральный четырехколенный зал (12х 12 м) с трех сторон был окружен обводными коридорами. Вход в здание был оформлен колонным портиком. Архитектурная композиция храма — восточная, строительные приемы и материалы — бактрийские, тип архитектурных деталей — эллинский. Храм был возведен в III в. до н.э. и существовал на протяжении пятисот лет.
Верующие жертвовали в храм множество дорогих вещей, в том числе произведения искусства и оружие. Среди пожертвованных («посвятительных») вещей были старинные (к моменту пожертвования уже вышедшие из употребления) предметы. Все это жрецы складывали в специальные хранилища в коридорах, а также закапывали пожертвованные вещи под полами в ямы (дальше они именуются культовыми закладами). Из письменных источников и раскопок других святилищ известны многочисленные примеры длительного накопления в храмах посвятительных сокровищ.
Большое значение находок на Тахти-Сангине состоит в том, что в храме Окса, в частности в закладе №4, открыты материалы большого хронологического диапазона, позволяющие проследить динамику развития греко-бактрийской скульптуры от ее возникновения до сложения кушанских художественных школ. Заклад №4, датирующийся по последней находке, был совершен около рубежа н. э.
Аналогичную картину дает заклад № 3, открытый в том же обводном коридоре. В нем было найдено около десяти местных акинаков, множество костяных обкладок ножен греческих пехотных и кавалерийских мечей. Вместе с этими находками лежала шкатулка и з слоновой кости, па степках которой были выгравированы сцены «Бактрийцы па охоте». Большая часть находок относится к эпохе эллинизма, хотя некоторые греческие ножны датируются более ранним временем, а стенки шкатулки определенно более поздним, возможно даже 1 в. до н. э.
Произведения искусства, открытые в южном Таджикистане, во многом дополняя находки в Афганистане и Средней Азии, еще раз подтверждают близость культур родственных народов в эпоху Греко-Бактрии и Кушанского царства, сплоченных в едином культурном, историческом и политическом регионе.
Бляха с изображением трёх пантер
Золото, бирюзовые вставки
Отдельные разрозненные и разновременные находки говорят о постоянных связях со скифо-сакско-сибирским кочевым миром. К ним в первую очередь относится золотая бляха со сферической поверхностью, украшенной выполненными в высоком рельефе фигурами трех пантер. Шествующие друг за другом хищники вцепились зубами в прогиб хребта. Этот сомкнутый хоровод пантер относится к искусству звериного стиля, в древности широко распространенному в степном поясе Евразии. В гнездах на лапах и голове пантер помещена бирюзовая инкрустация, позволяющая датировать бляху последними веками до н. э.
Навершие в виде головы волко-дракона
Камень
Другим произведением этого стиля может служить навершие из нефрита с изображением волко-дракона, выполненного в сильно стилизованной манере. Это прямоугольно-параллелепипедный блок со вписанными в него головой и шеей чудовища. Сомкнуто-оскаленная часть инкрустирована пастовыми зубами-вставками. Голубой пастой заполнены круглые, геометрически прорезанные глаза. С помощью валиков моделированы челюсть, лобовая вогнутая плоскость, большая клыкастая пасть и громадные уши (последние выделены и объемным рельефом).
Анализ открытого нами материала позволяет назвать следующие основные компоненты в греко-бактрийской культуре:
1) восточный — изначальный с сильной древнеиранской первоосновой;
2) греческий — привнесенный, но продолжавший развиваться на бактрийской почве и чисто эллинских традициях;
3) гандхарский — слитый воедино греко-индийский стиль;
4) сибирский сако-скифский звериный стиль.
Органическое слияние этих компонентов и образует греко-бактрийское искусство.
Литература
• О. М. Dalton. The Treasure of the Oxus. London, 1964;
• Т. H Зеймаль, F. В. Зеймаль. Еще раз о месте находки Амударьинского клада. — Известия Отделения общественных наук АН ТаджССР, 1962, вып. 1 (28).
• Е. В. Зеймаль. Амударьинский клад. Л., 1979.
• P. Bernard. Fouilles d'Ai Khanoum (Compagnie 1965, 1966, 1967, 1968).— Memoires de la Delegation Archeologique Francaise en Afganistan, XXI, Paris, 1973.
• Б. А. Литеинский, Х. Мухитдинов. Античное городище Саксанохур. — Советская археология, 1969, № 2.
• В..О. Сарианиди. Царский некрополь в Северном Афганистане. — Вестник АН СССР, М., 1979, № 9.
• М. М. Дьяконов. Работы Кафирниганского отряда. — МИА, № 15. М.— Л., 1950.
• М. М. Дьяконов. Археологические работы в нижнем течении реки Кафирнигана (Кобадиан) 1950 — 1951 гг. — МИА, № 37.
Источник: Б.А. Литвинский, И.Р.Пичикян. Открытие шедевров бактрийского искусства. В кн.: Памятники Культуры. Письменность. Искусство. Археология. Л., Изд. "Наука", 1985.
Читайте далее: Ножны акинака с изображениями животных